"Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет"

АНАЛИЗ

состояния экологической преступности на территории республики

 

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ состояния экологической преступности на территории Республики Татарстан за истекший период 2018 года.

За 10 месяцев 2018 года согласно данным информационного центра МВД по Республике Татарстан зарегистрировано 194 экологических преступления, к уголовной ответственности за совершение экологических преступлений привлечено 123 виновных лица.

Анализ статистических данных показал, что на территории, поднадзорной Казанской межрайпрокуратуре, большую часть экологических преступлений составляют преступления о незаконной добыче водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ) более 68%, что связано в первую очередь с наличием большого количества водных объектов на территории республики.  Уголовные дела о незаконной рубке лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) составляют почти 21% от общего количества зарегистрированных экологических преступлений. Доля уголовных дел о преступлениях, связанных с осуществлением незаконной охоты (ст. 258 УК РФ), составляет около 7%. Доля иных экологических преступлений, зарегистрированных за 10 месяцев 2018 года, составляет менее 2 % (ст.ст. 246, 247 и 261 УК РФ).

В то же время в истекшем периоде на территории региона произошло снижение уровня преступности почти на 9 % в сравнении с аналогичным периодом 2017 г., однако количество зарегистрированных экологических преступлений в республике увеличилось почти на 16 %.    

В целях координации, повышения эффективности работы органов внутренних дел и контролирующих органов по выявлению, раскрытию и расследованию экологических преступлений, Казанской межрайпрокуратурой проведены межведомственные совещания с участием заинтересованных лиц, на которых обсуждались вопросы выявления и пресечения правонарушений в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов на территории Нижнекамского и Куйбышевского водохранилищ Республики Татарстан, а также в акватории рек, впадающих в данные водные объекты, в лесной сфере, а также при утилизации отходов производства и потребления.

         На данных совещаниях большое внимание также уделялось выявлению и расследованию коррупционных преступлений в сфере охраны окружающей среды, проведению совместных целевых мероприятий с органами контроля.

Определен перечень лиц, которым запрещено проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Федеральным законом от 11.10.2018 N 362-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определен перечень лиц, которым запрещено проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Устанавливается, что не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов:

  • гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
  • гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
  • международными и иностранными организациями;
  • гражданами, работающими в органах и организациях, проводящих антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
  • некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.

Изменения вступили в силу с 22.10.2018.

Разъясняет Казанская межрайонная природоохранная прокуратура

В Республике Татарстан по материалам проверки Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры за загрязнение сточными водами земельного участка возбуждено уголовное дело

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений МУП г. Казани «Водоканал».

В ходе проверки установлено, что предприятием на арендованном земельном участке, рядом с цехом обезвоживания, незаконно организован слив сточных вод на площади более 1,5 га. Исследования почвы показали значительные превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ по нефтепродуктам (в 6 раз), хлоридам ( в 90 раз) и другим.

Выявлены и превышения нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

Ущерб, причиненный окружающей среде, составил более 80 млн. рублей.

По постановлению прокурора организация и должностное лицо привлечены к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов), ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ (нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него) с назначением наказания в виде штрафов.

С целью устранения нарушений закона руководителю предприятия внесено представление, по результатам его рассмотрения предприятием принимаются меры, направленные на устранение нарушений.

По материалам проверки природоохранной прокуратуры следственным органом возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов).

В Татарстане по материалам прокуратуры возбуждено уголовное дело о незаконной охоте в природном биосферном заповеднике, причинившей особо крупный ущерб.

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Установлено, что 30 октября 2018 года в Волжско-Камском природном биосферном заповеднике в результате незаконной охоты браконьерами отстрелена самка лося, возрастом 4 года.

Ущерб, причиненный окружающей среде, составил более полумиллиона рублей, и квалифицируется как особо крупный.

По материалам прокурорской проверки отделом МВД России по Зеленодольскому району Республики Татарстан возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 258 УК РФ (незаконная охота, причинившая особо крупный ущерб).

 

Постановлением Правительства РФ утверждены Правила обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов.

Правительством РФ 31.08.2018 за № 1039 принято Постановление «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».

Правовым актом установлен порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест накопления и требования к его содержанию.

Такие места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Места (площадки) накопления ТКО создаются, как правило, органами местного самоуправления, путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования и требованиями законодательства РФ. В случае если обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.

Реестр мест (площадок) накопления ТКО представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Ведется уполномоченным органом на бумажном носителе и в электронном виде.

В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления ТКО такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в сети «Интернет», а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта РФ, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с региональным оператором. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.

Правила вступают в силу с 1 января 2019 года.

В Республике Татарстан по требованию природоохранного прокурора суд обязал организацию демонтировать незаконно возведенные строения в акватории Куйбышевского водохранилища

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране вод.

Установлено, что ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» на прилегающей к санаторию предприятия береговой полосе и акватории Куйбышевского водохранилища незаконно разместил пирс и установил ограждение, ограничив свободный доступ граждан к водному объекту. 

Природоохранным прокурором в адрес руководителя предприятия внесено представление.

В связи с тем, что нарушения закона устранены не были природоохранный прокурор обратился в суд с иском о возложении на ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» обязанности освободить акваторию и береговую полосу водного объекта общего пользования путем демонтажа незаконно возведенных строений. 

Решением Зеленодольского городского суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Устранение нарушений закона находится на контроле прокуратуры.

По требованию Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры суд обязал орган местного самоуправления ликвидировать несанкционированную свалку и провести рекультивацию земельного участка

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами. В ходе проверки в селе Большие Тарханы Тетюшского муниципального района Республики Татарстан выявлена несанкционированная свалка на площади 1,6 га  на землях сельскохозяйственного назначения. С целью устранения нарушений в адрес руководителя Исполнительного комитета района внесено представление.  В связи с тем, что нарушения закона устранены не были  природоохранным прокурором  к  муниципальному образованию  предъявлено исковое заявление в суд о ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации земельного участка.  Судом требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Устранение нарушений закона находится на контроле прокуратуры.

 

Вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, которыми за коррупционное правонарушение введена новая обеспечительная мера в виде ареста имущества организации

Федеральным законом от 03.08.2018 № 298-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», в виде ареста имущества юридического лица. Решение о наложении ареста на имущество принимается судьей на основании мотивированного ходатайства прокурора, поступившего вместе с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того, статья 19.28 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

 

По требованию Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой утверждены зоны санитарной охраны источников водоснабжения

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности недропользователей. Организация «Винербергер Куркачи» в нарушение санитарного законодательства использует скважины для добычи подземных вод с целью хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения в отсутствие проекта зон санитарной охраны источников водозабора.  По постановлению природоохранного прокурора виновное должностное лицо и организация  привлечены к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ с назначение наказания в виде штрафа на общую сумму в размере 22 тысячи рублей. С целью устранения нарушений закона в адрес директора предприятия внесено представление, по результатам рассмотрения нарушения закона устранены.  Разработаны и утверждены  проекты зон санитарной охраны на скважины, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

В Республике Татарстанпо материалам проверки Казанской природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту уничтожения озера при производстве работ

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства об охране вод.

Установлено, что в нарушение водного законодательства в деревне Кзыл-Иль Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан при проведении незаконных земельных работ произведена полная засыпка безымянного озера, площадью более 2000 кв. метров, которое обеспечивало сбор и отвод талых вод в период половодья и защищало поселение от подтопления при повышении уровня реки Меша.

В результате полной засыпки озера произошла невосполнимая утрата водного объекта, чем окружающей среде причинен существенный вред.

По направленным природоохранной прокуратурой материалам в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ по факту уничтожения озера Следственным управлением Следственного комитета РФ по Республике Татарстан возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ).

Cогласно нового приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на водоемах Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна установлены суточные нормы добычи (вылова) водных биоресурсов.

Вступил в силу приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.04.2018 № 164 «О внесении изменений в правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.11.2014 № 453».

В соответствии с приказом утверждены суточные нормы добычи (вылова) водных биоресурсов, в том числе их количество либо вес в зависимости от вида водных биологических ресурсов, разрешенные гражданину для добычи (вылова) при осуществлении любительского рыболовства. 

Суммарная суточная норма добычи водных биоресурсов составляет не более 5 кг или один экземпляр в случае, если его вес превышает 5 кг.

К примеру, на водных объектах Республики Татарстан общая масса улова для каждого гражданина в сутки не должна превышать 5 кг. В случае вылова одного вида рыб можно добыть: судака - 5 кг или  щуки - 5 кг; сома пресноводного - 1 экземпляр; раков - 20 экземпляров.

Подобного рода ограничения предусмотрены для республик Марий Эл, Чувашской Республики, Вологодской, Ивановской, Костромской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тверской, Ульяновской и Ярославской областей суммарная суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов составила по 5 кг, а для Астраханской, Волгоградской и Нижегородской областей по 10 кг. 

 

 

 

 

 

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившим сообщение о гибели рыбы в реке Зай организована проверка.

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившим сообщение о гибели рыбы в реке ЗайЗаинского района Республики Татарстан организованы выездные проверочные мероприятия в отношении крупных промышленных предприятий г.Заинск, таких как, ОАО «Заинский Сахар», ООО «МефроУилзРуссиа» и филиала ООО «Завод Техно».

К проведению проверок привлечены государственные инспектора Управления Росприроднадзора по Республики Татарстан, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, а также специалисты Центральной специализированной инспекции аналитического контроля МЭПР РТ.

В ходе проверочных мероприятий сотрудниками лаборатории отобраны пробы хозяйственно-бытовых, ливневых и промышленных вод предприятий, пробы из карт полей фильтрации ОАО «Заинский Сахар».

Кроме того, проведено обследование с отбором проб природной воды двух безымянных ручьев и реки Бугульдинка, впадающих в реку Зай.

По результатам анализа полученных проб можно будет сделать вывод о влиянии вышеуказанных предприятий на гибель водных биологических ресурсов на указанной территории. В случае выявления нарушений закона приняты меры прокурорского реагирования.

 

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой установлены нарушения об охране атмосферного воздуха.

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ООО «ПК Новые технологии» (г. Чистополь). Установлено, что в нарушение требований закона предприятием не все загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух включены в проект нормативов предельно допустимых выбросов, к тому же предприятие осуществляет свою деятельность при приостановленном разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. ООО «ПК Новые технологии» неоднократно привлекалось органам контроля к административной ответственности по ч. 1,2 ст. 8.21, ст.ст. 6.3, 6.4, 8.2 КоАП РФ. В связи с тем, что нарушения закона устранены не были, прокурор обратился с иском в суд с требованием о прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с источников выбросов ООО «ПК Новые технологии» до возобновления действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Решением суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проводится проверка при обращении с пестицидами и агрохимикатами.

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проводится проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с пестицидами и агрохимикатами. В ходе указанной проверки прокуратурой с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по РТ, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан проведено обследование агропромышленные предприятия Арского, Высокогорского и Лаишевского районов республики. Проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства проведена на таких предприятиях как, ООО «Агрофирма «Игенче», ООО «Агрофирма «Кырлай», ООО «Йолдыз», ООО «Агрофирма Нармонка» и одного из крупнейших в республики поставщиков пестицидов и агрохимикатов ООО «Сервис-Агро». В настоящее время проводится анализ и квалификация признаков правонарушений, установленных в ходе проверки. При установлении фактов правонарушений виновным лицам грозит административная ответственность по статьям 6.3, 8.1, 8.2, 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Внесены изменения от 29.07.2018 N 252-ФЗ в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"

В соответствии с изменениями, внесенными в  Федеральный закон "Об охране окружающей среды"  стационарные  источники выбросов/сбросов загрязняющих веществ на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I категории должны быть оснащены  системами автоматического контроля и техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

На Правительство Российской Федерации возложены полномочия по утверждению  Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений об оснащении объектов негативного воздействия системами автоматического контроля, вступающих в силу с 1 января 2019 год.

 

Созданы структурно самостоятельные кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции

 

Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 года № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» изменена система федеральных судов общей юрисдикции и военных судов: появятся самостоятельные кассационные и апелляционные суды

Указанным федеральным конституционным законом созданы структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды, которые отнесены к федеральным судам общей юрисдикции.

Они действуют в пределах территории соответствующих судебных кассационных и апелляционных округов. Всего будет создано 9 кассационных и 5 апелляционных судов общей юрисдикции. Установлено, на территории каких регионов они действуют. Определены места их постоянного пребывания. Предусмотрена возможность образования постоянных судебных присутствий.

Кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты судов субъектов Федерации, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Принципиальным отличием установленного порядка от прежнего станет четкое распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке, которые ранее были сконцентрированы в одних и тех же судах.

Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года. Разъясняет Казанская межрайонная природоохранная прокуратура.

Установлены нарушения при сбросе сточных вод

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства АО «Балтасинское МПП ЖКХ», основным видом деятельности которого является эксплуатация теплоэнергетического хозяйства, водопроводно-канализационного хозяйства, очистных сооружений в Балтасинском муниципальном районе Республики Татарстан.

С привлечением специалистов Министерства экологии и природных ресурсов республики отобраны пробы природной поверхностной и сточной воды с очистных сооружений предприятия. В последних выявлены многократные превышения по ряду показателей, в том числе по нитритам в 15 раз; по фосфату иону в 24 раза.

Кроме того, производимый предприятием сброс, как показала проверка, осуществляется без разработанного, утвержденного и согласованного в уполномоченном органе проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, а также в отсутствие разрешения на сброс сточных вод.

В данной связи, межрайпрокуратурой вынесены постановления о возбуждении производства об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в настоящее время на рассмотрении органа контроля.

Кроме того, в адрес руководителя предприятия внесено представление об устранении нарушений закона. Исполнение актов прокурорского реагирования находится на контроле Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Ужесточена уголовная ответственность за ряд экологических преступлений

Федеральным законом от 27.06.2018 № 157-ФЗ внесены изменения в статьи 253, 256, 258 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, в целях уточнения признаков, характеризующих объективную сторону преступления, в новой редакции излагается ст. 253 УК РФ («нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации»). 

За совершение преступления по ч. 1 ст. 258 УК РФ («незаконная охота») стало предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 2 лет, а по ч. 2 ст. 258 УК РФ – до 5 лет. Статья также дополнена примечанием, определяющим крупный (свыше 40 тыс. рублей) и особо крупный (свыше 120 тыс. рублей) ущерб.

Введена уголовная ответственность в ст. 258.1 УК РФ за незаконные приобретение или продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Разъясняет Казанская межрайонная природоохранная прокуратура.

 

Информация о возможностях портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федераци


         В целях реализации ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в рамках работ по созданию государственной автоматизированной системы правовой статистики создан информационно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации - www.crimestat.ru (далее - портал). 

         Портал правовой статистики является частью сайта Генпрокуратуры России и представляет собой общедоступный Интернет-ресурс о состоянии преступности в стране и предназначен для публичного раскрытия информации. Наполнение и обновление статистической информации на страницах всех разделов портала происходит автоматически при изменении или обновлении соответствующей информации в базах данных. Визуализация данных на портале осуществляется путем использования современных графических методов: электронных карт, динамических диаграмм, оформляемых таблиц и интерактивных графиков.  

         Публичный портал содержит следующие разделы: «Состояние преступности», «Социальный портрет преступности», «Место в мировом рейтинге», «Справочная информация».    

         Раздел «Состояние преступности» предназначен для мониторинга и анализа основных показателей преступности по субъектам РФ и по России в целом; раздел «Социальный портрет преступности» позволяет анализировать половозрастную характеристику лиц, совершающих преступления, их гражданство, образование и социальный состав. Данные отображаются на выбранную дату по каждому субъекту РФ в виде интерактивных графиков; раздел «Место в мировом рейтинге» позволяет отслеживать значения ключевых показателей уголовной статистики России в сравнении с другими государствами мира. Представление данных реализовано в табличном виде и в виде диаграмм с отображением абсолютного и относительного значения показателей. Источником информации для раздела являются общедоступные данные международной уголовной статистики; раздел «Справочная информация» содержит определения терминов и аббревиатур, используемых на портале.

         Беспрепятственный доступ к информации обеспечивается любыми средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами, и не требует установки какого-либо специально созданного программного обеспечения. 

Последнее обновление: 12 ноября 2018 г., 20:07

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International